Георгиевская ленточка

бабочки

среда, 9 октября 2013 г.

Есенинские чтения


3 октября 2013 года  исполнилось 118 лет со дня рождения великого русского поэта Сергея Есенина. В историю русской литературы С. Есенин вошёл как тонкий лирик, мастер пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народной души. 
Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
в зеленах твоих стозвонных.
Повсеместно в библиотеках проходят Есенинские дни. Мероприятия различных форм, адресованные читателям всех возрастов вновь и вновь возвращают нас к творчеству прекрасного поэта. Пользователям  нашей библиотеки запомнилась  литературно-музыкальная композиция по творчеству С. Есенина "Несказанное, синее, нежное…" .Сценарий прилагаем. Так же можно провести:
  • Литературно-музыкальные композиции «Белая берёза под моим окном» (образ берёзы в творчестве С.А. Есенина и русских поэтов), «Цветы – земной красы начало» (С.А. Есенин и русские поэты о цветах), «Певец «страны березового ситца»;
  • Виртуальная экскурсия «Есенинские маршруты в городе Рязани»;
  • Литературная игра «Я жизни песню посвятил» (жизнь и творчество С.А. Есенина);
  • Тематические экскурсии по залу-музею имени С.А. Есенина: «Поэт, хранимый памятью народа», «Рязанский венок Есенину», «И памятник ему – природа, зеленая планета – пьедестал».                                                        Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

См.  также "России стихотворная душа..." и Струны русской души.

МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО РАБОТЕ С БИБЛИОТЕКАМИ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 
МБУК «ЦБС г. МИХАЙЛОВКИ» 
«Мой край, задумчивый и нежный» 
Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству Сергея Есенина. 
1 ведущий. Есть два рода художников. Одни на протяжении творческого пути неоднократно меняют характер своего письма, другие, напротив, без малейшего отклонения в сторону свершают свое дело, повинуясь указаниям поэтического духа, который дается им в звездный час рождения. Таков Сергей Есенин. В его жизни и судьбе все объяснимо, и вместе с тем загадочно и таинственно. 
2 ведущий. В одном из писем к другу поэт писал: «Знаешь, почему я поэт?.. У меня родина есть. У меня – Рязань. Я вышел оттуда и, какой ни на есть, а приду туда же! Хочешь добрый совет получить?.. Нет поэта без родины…»
Чтец. Спит ковыль. Равнина дорогая
И свинцовой тяжести полынь.
Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь…
Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй, всякого спроси-
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живется на Руси?
1 ведущий. На высоком живописном берегу Оки, в селе Константиново под Рязанью 21 сентября 1895 г. родился Сергей Есенин. Красота и приволье родных полей, березовых рощ, «малиновая грусть» осенних закатов, долгие песни за околицей – все эти впечатления детства станут его стихами и поэмами.
Чтец. Я люблю родину.
Я очень люблю родину!
Хоть есть в ней грусти ивовая ржавь.
Приятны мне свиней запачканные морды
И в тишине ночной звенящий голос жаб.
Я нежно болен воспоминаньем детства,
Апрельских вечеров мне снится хмарь и сырь.
Как будто бы на корточки погреться
Присел наш клен перед костром зари.
2 ведущий. Говорят: то, что приобрел в детстве, приобрел на всю жизнь. Крестьянский сын Сергей Есенин на всю жизнь «сохранил сыновнюю привязанность к родной земле». Вслушайтесь в его стихи: в них словно оживает душа природы. Деревья, цветы, трава, пашни, дожди – все открывает поэту свои тайны. 
Чтец. Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных…
Курит облаком болото,
Гарь в небесном коромысле.
С тихой тайной для кого-то
Затаил я в сердце мысли.
Все встречаю, все приемлю,
Рад и счастлив душу вынуть.
Я пришел на эту землю,
Чтоб скорей ее покинуть.
1 ведущий. Есенин любил дорогу: он ездил по России, бывал на Кавказе, посетил многие европейские страны, жил в Америке.Но где бы ни был он, его всегда тянуло на Родину, к родным березкам, к доброй и светлой улыбке матери.
                               Звучит стихотворение «Письмо матери» 
Чтец. Письмо матери.
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
2 ведущий. Только дома, в дорогом Константинове, он по – настоящему отдыхал. Не случайно самые нежные строки Есенина посвящены матери, родному дому.
Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать!
1 ведущий. Настоящий поэт всегда тонко чувствует время. Что это значит? Это значит, что он находит самые точные и самые нужные слова, чтобы первым встретить весну, отозваться на общую боль и воспеть общую радость. Время Есенин чувствовал пронзительно тонко – и весну, и первый снег, и революцию, и любовь.
Чтец. Я по первому снегу бреду,
В сердце ландыши вспыхнувших сил.
Вечер синею свечкой звезду
Над дорогой моей засветил.
Я не знаю, то свет или мрак?
В чаще ветер поет иль петух?
Может, вместо зимы на полях
Это лебеди сели на луг.
2 ведущий. Какие разные глаза у поэтов-современников! Неистовый напор взгляда Маяковского, ироничный прищур Ахматовой, окрыленный легендарной челкой.И Есенин – озерная чистота и невозможная распахнутость глаз! Этими ли глазами не увидеть Родину, не полюбить ее, не воспеть?! 
Чтец. Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.
Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.
Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс…
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
1 ведущий. Он пришел с пронзительной человечностью обыденных, казалось бы, слов. Он сумел увидеть родные приметы русской земли и природы. Было чему удивиться и изумиться: из рязанской губернии прибыл в столицу светловолосый паренек, ставший великим поэтом. 
Чтец. Ты запой мне ту песню, что прежде
Напевала нам старая мать,
Не жалея о сгибшей надежде,
Я сумею тебе подпевать.
Я ведь знаю, и мне знакомо,
Потому и волнуй, и тревожь –
Будто я из родного дома
Слышу в голосе нежную дрожь.
Ты мне пой, ну, а я с такою,
Вот с такой же песней, как ты,
Лишь немного глаза прикрою –
Вижу вновь дорогие черты.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО РАБОТЕ  С БИБЛИОТЕКАМИ 
СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ 
МБУК «ЦБС г. МИХАЙЛОВКИ» 
 "Несказанное, синее, нежное…" 
Литературно-музыкальная композиция по творчеству С. Есенина 

1-й вед. Сергей Есенин! Это имя
В лесах родной моей России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней.
1-й и 2-й вместе. В твоих стихах, Сергей Есенин!
2-й вед. Есенин! Даже в самом имени, в фамилии его слышится что-то по-весеннему радостное, звонкое и вместе с тем что-то тревожное, от осени что-то. Осень, осень – Есенин.
1-й вед. Несказанное, синее, нежное...
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
2-й вед. Наш литературный устный журнал посвящается великому поэту России – Сергею Александровичу Есенину.
1-я часть. Детские годы Сергея Есенина
1-й вед.. Родился Сергей Александрович Есенин 3 октября 1895 года в селе Константинове Рязанской губернии, что расположилось на высоком холмистом берегу Оки. Место это необыкновенно красивое. Внизу – заливные луга, заросшая камышами Старица. А обзор с холмов такой, что, кажется, ты соприкасаешься с голубым небом. 
2-й вед.. Голубоглазый озорной мальчишка
С ребятами по стежке полевой,
Ходил он в школу,
Ночь не спал за книжкой,
Но иногда бывал он сам не свой.
1-й вед. В родной деревне всё казалось странно,
Как будто жил в ней чародейный дух.
Рожком, дрожащим на волне тумана,
Сзывал коров седеющий пастух.
2-й вед. С 2-х лет был отдан Сергей на воспитание дедушке и бабушке. Бабушка Наталья Евтеевна была искусной сказительницей. Рассказывала внуку много народных сказок, преданий, легенд. Самой читаемой книгой была Библия. В праздники бабушка и внук отправлялись на Богомолье. А по вечерам в доме собирались дети и слушали сказки. Дед Фёдор Андреевич любил загадывать загадки, петь песни. 
Отгадайте и вы загадки-задумки, сметки! 
  • · Какую траву и слепой узнает? (Крапива) 
  • · У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (Гриб) 
  • · Есть дерево об четыре дело:
Первое дело – мир освещать,
Другое дело – мир унимать,
Третье дело – больных исцелять,
Четвертое дело – чистоту соблюдать. (Береза)
1-й вед.Первое стихотворение, которое напечатал Есенин в детском журнале “Мирок”, было стихотворение “Береза”.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой
Дом,где родился и рос С.А.Есенин
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
2-й вед. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства, которой поэт посвятил много нежных грустных строк.
Я снова здесь, в семье родной,
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Седины пасмурного дня
Плывут всклокоченные мимо,
и грусть вечерняя меня
Волнует непреодолимо.

Над куполом церковных глав
Тень от зари упала ниже,
О, други игрищ и забав,
Уже я вас больше не увижу.
В забвенье канули года,
Вослед и вы ушли куда-то
И лишь по-прежнему вода
Шумит за мельницей крылатой.
2-я часть. Пора творческого взлета. 
1-й вед. В семье очень хотели, чтобы Сергей Есенин стал сельским учителем, поэтому отдали его учиться в закрытую учительскую школу. После окончания в 17 лет уехал в Москву и поступил в университет. Все это время не прекращал писать стихи. 
2-й вед. Сергей Есенин послал некоторые стихи в петербургские журналы, но их не напечатали. Тогда он сам решил поехать в Петербург. Первый с кем он познакомился, был известный поэт Александр Блок. 
1-й вед. С этого дня все лучшие журналы того времени стали печатать Есенина, а осенью появилась печатная книга “Радуница”. О ней много писали. И все говорили, что Есенин – это талант!
2-й вед. За “Радуницей” вышли “Голубень”, “Преображение”, “Сельский часослов”, “Часы Марии”, “Исповедь хулигана”, “Москва кабацкая”.
1-й вед. Стихи Есенина о природе, о красоте русской земли. Природа у поэта многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета Есенина – синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности степных просторов России.
Грустный, словно музыка из сада,
Нежный, словно лепет звездопада,
Вечный, словно солнечный восход,
Кто же он, как не сама природа,
Юноша, пришедший из народа, –
И ушедший песнею в народ?

Колышет березоньки ветер весенний
Веселой капели доносится звон,
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен,
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей,
Любите Россию, Любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей!
2-й вед. Сергей Есенин любил свою Родину, всегда скучал, когда уезжал за границу. Он всегда вспоминал свой дом и клен под окном.

Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел?

Там вон встретил вербу,
Там сосну приметил,
Распевал им песни под метель о лете.
Сам себе казался я таким же клёном,
Только не опавшим, а вовсю зелёным.

1-й вед. Любимый клен поэта сгорел вместе с домом деда во время пожара. В 1924 году Есенин приехал в Константиново. На расчищенном пепелище только-только начали закладывать новый дом. Обгоревший сад и пенек от клена очень расстроили поэта, тогда он решил своими руками посадить три тополя.
2-й вед. Теперь любого, кто приходит в дом-музей Сергея Есенина, первым встречает тополь. Первым встречает и последним провожает. Он как старый сторож верно несёт свою многолетнюю службу.
3-я часть – “Есенин на Кавказе”.
1-й вед. Сергей Есенин побывал в 1924 году на Кавказе. Здесь он написал замечательный цикл лирических стихотворений “Персидские мотивы”. В этих мотивах разлит воздух севера и юга.
2-й вед. Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне,
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому что я с севера, что ли
Что луна там огромней в сто раз
Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий,
Потому что я с севера, что ли ...
1-й вед. На Кавказе в минуту грусти Есенин написал одно из лучших своих стихотворений “Письмо матери”. В разлуке с матерью Сергей всегда скучал, страдал, жил ожиданием встречи с ней. 
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.

Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.

Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.

Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.

Не буди того, что отмечталось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталось
Испытать мне в жизни привелось.

И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.

Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
1-й вед. 88 лет прошло с момен­та трагической гибели поэта. Но сегодня, как и десятилетия назад, его стихи оста­ются своеобразным тестом на отношение к России. Давно замечено: кто любит по­эзию Есенина, тот не может хулить свою страну. А сколько чудесных песен сложено на его стихи! В Москве, в Рязани, в других городах страны высятся памятники поэту, многие улицы названы его именем. Народ свято хранит память о Сергее Есенине.
2-й вед. Сергей Есенин!
Он, как будто чародей,
Превращал зарю – в котенка,
Руки милой – в лебедей,
Светлый месяц – в жеребенка.
Говорить учил леса,
Травы, рощи в брызгах света,
И слились их голоса
С чистым голосом Поэта!
Немного фактов из биографии поэта.
Поэт родился в 1895 г. в селе Константиново Рязанской губернии в зажиточной крестьянской семье. Ещё в детстве проявились способности С. Есенина к сочинению стихов. Большое влияние в этом оказал на него дед-старообрядец (по матери), в чьей семье С. Есенин воспитывался с 2-х лет. В Константиново с похвальным листом Сергей закончил земское училище. В 1909-1912 годах в учительской школе села Спас-Клепики он изучал закон Божий, историю, географию, готовясь стать сельским учителем.
В 16 лет С. Есенин приехал в Москву к отцу, который жил в доме-общежитии и работал в мясной лавке. Первое время отец и сын жили и работали вместе, но их отношения не сложились. Сергей ушёл от отца и поступил на работу в книжный магазин, а чуть позже — в типографию. В это же время С. Есенин стал посещать Суриковский литературно-музыкальный кружок, опекавший талантливых людей из народа. На собраниях кружка С. Есенин читал свои стихи. С 1913 г. начинающий поэт учился на историко-философском отделение Московского городского народного университета. В этом же году С. Есенин вступил в гражданский брак с Анной Изрядновой, которая в конце 1914 г. родила сына Юрия. Первая публикация стихов С. Есенина появилась в начале 1914 г. в журнале «Мирок».
Спустя год, поэт перебрался в Петроград, и его жизнь кардинально изменилась: он познакомился с А. Блоком, З. Гиппиус и Д. Мережковским, А. Ахматовой, Л. Гумилёвым, С. Городецким. Для С. Есенина открылись литературные салоны России, его стихи печатали «Северные записки», «Русская мысль», «Ежемесячный журнал».
В январе 1916 году поэта призвали в армию, где в качестве санитара он служил в Царскосельском военном госпитале. Вскоре после этого вышла первая книга стихов Есенина «Радуница». Весной того же года его пригласили читать стихи к Императрице.
Весной 1917 г. в редакции газеты «Дело народа» Есенин познакомился с молоденькой секретаршей Зинаидой Райх из семьи обрусевших немцев. В июле они обвенчались. Позже у них родились дочь Татьяна и сын Константин. В своей автобиографии позже поэт писал: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал всё по-своему, с крестьянским уклоном».
В 1918 г. Есенин расстался с З. Райх и вновь перебрался в Москву, ставшую литературным центром России. Вскоре в свет выходит второй поэтический сборник поэта «Голубень». Поэт становится членом московского профессионального Союза писателей. Несколько позже вышло ещё несколько сборников стихов — «Трерядница», «Исповедь хулигана» (оба в 1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), поэма «Пугачев».Осенью 1921 г. в мастерской Г. Якулова Есенин познакомился с известной американской танцовщицей Айседорой Дункан. В мае следующего года она стала его женой. Их совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922-август 1923), сопровождалось шумными скандалами и эпатирующими выходками Айседоры и Есенина. Здесь же обнаружилось их «взаимонепонимание» и буквальное отсутствие общего языка: С. Есенин не владел иностранными языками, а Айседора выучила только несколько десятков русских слов. По возвращении в Россию они расстались. В газете «Известия» были опубликованы очерки С. Есенина об Америке «Железный Миргород».
В 1920 году Есенин познакомился и подружился с поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. 12 мая 1924 года в Ленинграде родился их внебрачный сын Александр Есенин-Вольпин.В последний год своей жизни (1925) Есенин женился на внучке Л. Толстого — Софье. Осенью 1925 г. поэт вновь отправился в путешествие — в Закавказье. Впечатления от этой поездки он отразил в сборнике стихов «Персидские мотивы» (1925).
24 декабря 1925 г. С. Есенин приезжает в Ленинград. 28 декабря того же года в гостинице «Англетер» великого русского поэта нашли повешенным…
До сих пор гибель Сергея Есенина окутана тайной: одни считают — поэт покончил жизнь самоубийством, а другие утверждают о преднамеренном убийстве. Об этом написано немало статей и научных трудов. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

соответствующие Должности Плагин для WordPress, Blogger...